Кружок «ПОЧЕМУЧКИ»

Перспективное планирование работы кружка «ПОЧЕМУЧКИ»
Руководитель: воспитатель Спирина А.В.

 

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

       Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной  деятельности реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

  1. занятия , которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
  2. самостоятельная деятельность детей
  3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили  детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

Пояснительная записка:

       Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети средней группы –
4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 20  минут.

Основное оборудование:

  1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
  2. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  6. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
  7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 2015 – 2016  уч. г.)

   месяц            1 неделя           2 неделя
октябрь « Пирожки для мишки»  « Прятки» игры с водой
Ноябрь  « Сильная газета»  « Дружба красок»
 ЖИВАЯ

ПРИРОДА

декабрь « Что есть у каждого растения» (1 часть) « Что есть у каждого растения» ( 2 часть)
январь « может ли растение жить без воды?» « Есть ли вода внутри растения?»
                      НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
февраль « Теплая капелька или поможем колобку умыться» « Освобождение бусинок из ледяного плена»
март « Умная галка» (вода) « Какие свойства?» ( вода, лед, снег)
апрель « Подводная лодка»
(воздух, вода)
     «Сухой из воды»
(воздух)
май « Живые тени» « Солнечные зайчики»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 1
« Пирожки для мишки»

Цели:

  1.  Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
  2.  Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  3.  Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  4. Закреплять культурно – гигиенические навыки.

Материал:
Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.

Предварительная работа:
Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».

Занятие № 2
« Прятки» — игры с водой.

Цели:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
  2. Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
  3. Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
  4. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.

Предварительная работа:
       Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».

НОЯБРЬ

«Занятие № 1
Сильная газета»

Цели:

  1. Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
  2. Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
  3. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Материал:
Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.

Занятие № 2
« Дружба красок»

Цели:

  1. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
  2. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
  3. Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.

Материал:
Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.

Предварительная работа:
Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.

ДЕКАБРЬ

Занятие № 1
« Что есть у каждого растения?»
( 1 занятие)

Цели:

  1. Дать детям знания о строении растений;
  2. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.

Материал:
Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.

Занятие № 2
« Что есть у каждого растения»
( 2 занятие)

Цели:

  1. Обобщить знания детей о строении растений;
  2. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
  3. Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду

Материал:
12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.

ЯНВАРЬ

Занятие № 1
« Может ли растение жить без воды?»

Цели:

  1. Выявить зависимость растения от жидкости;
  2. Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
  3. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Материал:
Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.

Занятие № 2
« Есть ли вода внутри растения?»

Цели:

  1. Доказать, что внутри растения есть вода;
  2. Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  3. Воспитывать аккуратность в работе;
  4. Развитие умения детей сравнивать.

Материал:
Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1
« Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»

Цели:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
  2. Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
  3. Закреплять культурно – гигиенические навыки;
  4. Развивать чувства взаимовыручки;
  5. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».

Предварительная работа:
       Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»

Занятие № 2
« Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цели:

  1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
  2. Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
  3. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
  4. Развивать эмпатию, желание помочь другим;
  5. Воспитывать аккуратность в работе.

Материал:
Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.

Предварительная работа:
         Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.

МАРТ

Занятие № 1
«Умная галка»

Цели:

  1. Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
  2. Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
  3. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.

Материал:
      Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.

Занятие № 2
« Какие свойства?»

Цели:

  1. Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
  2. Способствовать расширению знаний  детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
  3. Развивать умение сравнивать и делать выводы;
  4. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал:
      Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.

Предварительная работа:
        Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа с детьми откуда берутся сосульки.

АПРЕЛЬ

Занятие № 1
« Подводная лодка»

Цели:

  1. Обнаружить, что воздух легче воды;
  2. Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
  3. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;

Материал:
Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы

Предварительная работа:
      Конструирование из бумаги корабликов.

Занятие № 2
«Сухой из воды»

Цели:

  1. Определить, что воздух занимает место
  2. Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
  3. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

МАЙ

Занятие № 1
« Живые тени»

Цели:

  1. Понять как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
  2. Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  4. Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Материал:
       теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.

Занятие № 2
« Солнечные зайчики»

Цели:

  1. Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
  2. Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
  3. Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту

Материал:
    Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.

Предварительная работа:
      На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  2. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно —   экспериментальная деятельность»
  4. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
  5. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 

 

Комментарии запрещены.